Фото:
Василий Артемьев (с мячом) в матче Россия – Португалия © ФРР/ Анастасия Осипова
Откровенное интервью с трехчетвертным сборной России, в котором обсудили причины неудач в текущем чемпионате Европы, восходящих звезд b стратегические промахи руководства, отголоски которых дают о себе знать до сих пор.
22 февраля «медведи» добыли первую победу в первенстве Старого Света, обыграв Португалию с минимальным перевесом – 19:18. До этого подопечные Лина Джонса хлебнули два горьких поражения от Бельгии (12:38) и Испании (13:31). Думаю, не стоит объяснять, насколько важной оказалась победа над гостями с Пиренейского полуострова на прошлой неделе.
Василий, расскажите, какие впечатления оставил матч в Калининграде? И в каком эмоциональном состоянии парни выходили на поле?
– Меня удивил газон стадиона «Калининград», который оказался очень неплохим для этого времени года. Трибуны воодушевленно приветствовали сборную, а жители Калининграда очень тепло принимали в течение всей недели – мы успели побывать на нескольких мероприятиях и провести мастер-классы в школах. Команду везде встречали очень радушно. Видно, что этот город становится по-настоящему регбийным.
А теперь о самой игре. Я считаю, что матч удался, и долгожданный результат достигнут. Абсолютно все наши игроки готовились к борьбе. Мы ведь подходили к этой встрече после двух обидных поражений, а португальцы, наоборот, после двух побед и на эмоциональном подъеме. Поэтому для нас было важно собраться и, преодолев череду неудач, вылезти из этой ямы. Одержать победу в таком непростом матче – очень хороший результат для сборной России.
В Калининграде в сотый раз в регбийке сборной вышел Андрей Гарбузов. Он же взял на себя роль капитана, в которой зрители уже привыкли видеть вас. Была ли смена шкипера чем-то особенным?
– Да нет. Большую часть своей карьеры я играл без какого-либо статуса. Честь быть капитаном выпала мне только в последние годы – что в «Красном Яре», что в сборной. Мне кажется, что Андрей прекрасно справился со своей ролью. Его лидерство было видно на поле, решения он принимал верные, да и сам действовал верно. Особенно это касается пробития штрафных по воротам с целью набрать очки. У Рамиля (Гайсина) в тот день как раз шел удар. А вот когда Гарбузов ушел с поля, команда потеряла это лидерское хладнокровие. Мы могли еще раз ударить по воротам и набрать дополнительных очков, но было принято другое решение, которое в последствии себя не оправдало.
Тем не менее я уверен, что в сборной будут появляться новые лидеры – и это очень важно, поскольку составляет огромную часть формирования будущего состава. Сейчас у ребят, которые верят в свои силы, появится возможность проявить себя, поднять руку и сказать: «Я хочу вести вас за собой». Мы уже видим таких молодых парней в сборной, в ближайшие шесть-семь лет они будут составлять ее костяк. Думаю, что будущими лидерами станет кто-то из них. А Андрей Гарбузов в этот переходный период, я уверен, справится со своей работой.
Андрей Гарбузов раписывается на спине юного болельщика
Можете ли вы, Василий, назвать имена этих молодых и амбициозных парней?
– В голову приходят Герман Давыдов, Владимир Подрезов и Кирилл Голосницкий – это ребята, которые уже сейчас берут на себя большую часть лидерства в команде. Из свежих лиц, что хорошо себя проявили за последние несколько месяцев, я назову Егора Зыкова. Он просто ворвался в сборную и своей работоспособностью, бескомпромиссностью завоевывает новых поклонников. У Егора есть всё, чтобы быть лидером, в том числе большой опыт капитанства в хоккее. Не исключаю, что в будущем он может взять на себя решение львиной доли задач национальной команды. Это, что касается парней, которым по двадцать пять лет и больше.
Из тех, кто помладше, хочу выделить Даниила Потиханова. Сейчас Даня набирается опыта и, думаю, мы будем видеть его на поле все чаще. Также должен отметить травмированного Сашу Ильина из «Красного Яра», у которого просто прекрасные данные. Это парень с характером и умный регбист. Чем-то он напоминает мне молодого Александра Войтова.
Рамиль Гайсин сказал, что его катастрофически не устраивают проваленные сборной России вторые таймы. Как вы относитесь к этой ситуации? Есть ли своя версия, почему так происходит?
– Думаю, что в последних играх это был больше психологический вопрос, а не проблема физической готовности. Но, несмотря на то, что мы поддерживаем свою работоспособность во вторых таймах, по мере усталости начинаем терять нити игры и отходить от изначальной стратегии. Просто сваливаемся к устоявшимся привычкам и той игре, к которой привыкли в клубах. На международном уровне так делать очень рискованно, потому что здесь соперники не прощают ошибок. То, что бы проканало на уровне чемпионата России, в первенстве Европы не проходит. Даже наши управляющие игроки, в то время, когда команда должна придерживаться плана на протяжении всей встречи, полностью не выполняют установки. К этому не мешало бы добавить немного хладнокровия и реализацию созданных нами моментов. Реализуй мы хотя бы половину из того, что создали в последних трех матчах, всё бы сложилось совершенно иначе. Мы бы могли отрываться от соперников в счёте, и игры бы развивались совершенно иначе. Но история не терпит сослагательного наклонения… Получилось так, как получилось. Главное, что команда начинает выбираться из психологической ямы. Надеюсь, что не будем повторять те ошибки, о которых я говорил, и не будем давать сопернику развернуться, когда уже набрали преимущество в первой половине встречи. Придерживаться плана игры – главная задача для нас на предстоящие матчи.
Отсюда напрашивается вопрос, есть ли у вас командный психолог. Знаю, что с женской сборной России по регби-7 такой специалист работает.
– Нет, психолога у нас в команде нет. Был такой опыт несколько лет назад, но он лишь сформировал пагубный стереотип молодой девушки, только окончившей институт, которая просто приходит и проводит какие-то групповые занятия. В целом это не очень хорошо отражает то, что делают спортивные психологи в мире спорта. Я интересовался этой темой и видел, как с такими специалистами работают и атлеты, и элитные регбисты из Англии и Ирландии. Так что знаю, насколько сопровождение психолога может быть важным и полезным. Я считаю, что эта тема совсем не раскрыта в нашей стране, по крайней мере в регби.
Стадион в Калининграде собрал рекордное число болельщиков
При этом психологическое давление растет, ведь легкие игры для вас в чемпионате Европы уже миновали. Следующим соперником будет сборная Румынии. Рассчитывает ли Россия победить «дубов», и какое настроение ощущается в коллективе перед этой встречей?
– Я уверен, что в Краснодаре нас тоже ждёт мощная поддержка родных трибун. Сейчас для нас это очень важно, ведь мы прижаты спиной к стене после первых двух неудачных игр и не самой уверенной победы над португальцами. Конечно, хочется доказать и самому себе, и своим болельщикам, что ты чего-то стоишь и не зря ешь свой хлеб. Уровень отдачи во всех трех матчах был максимальным, но ввиду различных причин, о чем можно долго говорить, не получалось оптимально выступать на протяжении всех восьмидесяти минут.
С румынами Россию ждет ключевая игра, в которой хочется наконец-то добиться последовательности и постоянства в своём выступлении. Грубо говоря, перенести на поле всё, что делаем на тренировках. Тренировочный процесс организован очень хорошо. Судя по моему опыту, он еще никогда не был таким качественным и дотошным, как сейчас. Мы учимся готовиться по-новому, как это делают профессионалы во всём мире. Чтобы быть лучшими, надо работать как можноэффективнее. Сборная действительно дошла до такого состояния, когда нужно было менять подход ко всему. У команды был долгий период стагнации, когда мы продолжали делать то же самое и ожидали какого-то другого результата. Но, увы, так не бывает. Из-за этого сейчас идет определенная перестройка. Приходится переучиваться и работать по-другому, иначе относиться и к целям, и к ключевым показателям эффективности (KPI) – как на тренировках, так и на играх.
Подготовительная неделя перед матчем с Румынией проходит на позитивном настрое. Это очень важно. И победы сейчас необходимы: столько сил и времени вкладывается в эту работу. Но, увы, играть за сборную не самое благодарное дело. Стоит выступить чуть ниже ожиданий, и ты оказываешься в центре внимания, и оно, скажем так, не самое приятное. Все ребята это понимают – кто-то принимает критику к сердцу чуть ближе, кто-то спокойнее. Но других регбистов в стране у нас пока нет. Мы учимся быть лучше, воспитывается новое поколение. Я вижу, что началась работа после долгого перерыва, когда молодежным сборным вообще не уделялось внимания, а это и есть наше будущее. В общем-то говоря, это то, чем занимались Испания и Португалия на протяжении последних пяти лет, и они уже видят результаты. А у нас начали работать с молодежью только сейчас. Но я уверен, что среди нынешних девятнадцатилетних ребят в ближайшие годы мы увидим спортсменов, которые пополнят основную сборную. Я в этом даже не сомневаюсь.
Как уже говорилось, в команде приподнятое настроение, но есть много травмированных. Я тоже буду вынужден пропустить игру с Румынией. Есть повреждения у Германа Давыдова и Андрея Гарбузова. Мы многих ребят потеряли в течение этого чемпионата. Надеюсь, что несколько игроков уже восстановились и смогут вернуться в строй. Состав, конечно, будет далеким от оптимального. Но, опять же, представится шанс проявить себя тем парням, которые долго сидели в резерве.
У России сейчас всего четыре турнирных очка и речь идёт о сохранени прописки в элите...
– Это, конечно, очень важно, потому что мы должны каждый год играть с более сильными соперниками. Виден прогресс практически у всех команд – у Испании и Португалии, которые до этого несколько лет выстпулпа в дивизионе ниже, усиленно воспитывая молодое поколение. Нынешняя команда «Уш Лобуш» состоит во многом из вчерашних двадцатилетних пацанов, что очень хорошо для будущего регби в этой стране. В ближайшие восемь-десять лет сборная Португалии будет формироваться именно из этого костяка.
Нам же однозначно нужно остаться в сильнейшем дивизионе. Для этого надо делать всё, чтобы гарантировать себе эту прописку. Если не получится, то придется играть стыковые матчи, но в любом случае команда должна остаться в нынешнем дивизионе. За этот год надо дать молодым игрокам максимально оббиться, понюхать пороха, так сказать. Наши тренеры, что в клубах, что в сборной этого делать не желали. Но так в мире больше никто не работает. Все понимают, что возраст игрока – это условность. Если человек хорошо играет, то он достаточно взрослый. Мы это видим во всех элитных клубных чемпионатах и в сборных, когда там выступают игроки, которым по девятнадцать лет. Если регбист хорош и крепок, то он будет набивать шишки и получать драгоценный опыт, зато через год-два сможет пополнить основной состав. При этом впереди у него будут еще десять лет игры в сборной. Но, увы, в России я не могу назвать ни одного тренера, который бы предоставил шанс молодежи даже в играх чемпионата России. Просто не давали оббиваться и нарабатывать опыт – и это видно по возрастным составам клубов Премьер-лиги.
Василий Артемьев удерживает Макса Вудварда из сборной Гонконга. Кубок Устинова 2014.
Раз уж мы подошли к этому разговору, я давно хотел ответить на некоторые комментарии, которые слышал в наш адрес, в том числе и от российских тренеров. Они говорили о том, что сборная слишком возрастная, что играют одни и те же люди, не дают шанс молодежи, нет глубины состава и так далее. Но, извините, это странно слышать от Александра Юрьевича Первухина, который три года был главным тренером сборной России. Он же начал цикл подготовки к Кубку мира. Первое, что сделал Александр Юрьевич – это убрал практически всю молодежь, которую до него начал наигрывать Рафаэль Сан-Андре. Помню, как в конце 2014 года мы съездили в Гонконг. Это был последний выезд Рафаэля как главного тренера сборной. Тогда он хотел обновить состав с прицелом на Кубок мира 2019 и убрать практически всех возрастных игроков. Старшим из нас тогда было по двадцать пять лет, за исключением парочки ребят на ключевых позициях. Это была, наверное, самая молодая сборная России по регби, и тогда в Гонконге мы сыграли хорошо. Но дальше был тренерский совет, который уволил Сан-Андре, назначил Первухина, а тот в свою очередь убрал всю молодежь. А теперь и члены этого тренерского совета, и сам Александр Юрьевич сетуют на то, что команда плохо выступает, и в ней нет молодежи. Надо бы, наверное, взять ответственность за свои действия четырехлетней давности. 2015-й был таким же, как и 2020-й – годом, который по большому счету ничего не решает: можно экспериментировать, можно давать шанс молодежи, наигрывать новые связки с прицелом на будущее и грядущий отбор на Кубок мира. Но в 2015-м году ничего из перечисленного сделано не было, об этом умалчивают, и ответственность за это никто на себя не берет. Вот так.
7 марта сборная России сыграет со сборной Румынии в Краснодаре на стадионе «Кубань». Начало матча в 16:00 по московскому времени. Ознакомиться с составом, который главный тренер «медведей» Лин Джонс выбрал для этой встречи можно здесь.
Анна Желязкова
Источник: rugger.info